По материалам "Русский Турист" выпуск седьмой.

tssr.gif2.4.1. Категория сложности водного маршрута зависит от количества и категории трудности ОП и ПОП, а также других ОФ, влияющих на напряженность сплава (автономность, наличие между препятствиями спокойных участков, сплав по высокой воде, возможность и сложность проведения страховки и др.).

Количество ОП и ПОП варьируется от географического региона проведения похода и выбранного конкретного маршрута (реки или связки рек). Категории сложности наиболее распространенных водных маршрутов, а также категории трудности ОП водных маршрутов для различных регионов приведены в "Перечне..." (*).

В "Перечне..." также приведены некоторые эталонные маршруты, определяющие минимально необходимое количество препятствий для каждого региона. При определении категории сложности нового маршрута в данном регионе, в том числе связок рек, производится сравнение его сложности с эталоном (если он отсутствует, со сложностью известных категорированных маршрутов региона) из “Перечня...”, при этом число ОП и ПОП должно быть не меньше чем у эталона.

При оценке категорий сложности новых маршрутов, не вошедших в “Перечень...” в новых регионах рекомендуется руководствоваться данными, приведенными в таблице 4.

Таблица 4

Категория сложности водного маршрута

Минимальное количество локальных водных препятствий, имеющих категорию трудности

1

2

3

4

5

6

I

2

 

 

 

 

 

II

1 - 3*

2 - 5*

 

 

 

 

III

 

1 - 3*

2 - 5*

 

 

 

IV

 

 

1 - 3*

2 - 5*

 

 

V

 

 

 

1 - 3*

2 - 5*

 

VI

 

 

 

 

2 - 5*

2 - 3*

* количество препятствий зависит от ОФ региона.

Категорирование новых маршрутов (препятствий) производится МКК ТССР по представлению МКК регионов на основании отчетов о маршрутах и паспортов препятствии.

2.4.2. Категория трудности (к.т.) водного препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения, а также тем уровнем опасности для здоровья и риска для жизни, которой подвергается член экипажа, попавший в воду.

Категория трудности препятствий может меняться в зависимости от уровня воды. При определении категории трудности ЛП рекомендуется руководствоваться классификацией препятствий, приведенной в таблице Приложение 4. “Таблица оценки трудности водных препятствий”. ЛП имеют 1-6, 6* категории трудности.

2.4.3. При выпуске на маршрут к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования наличия опыта сплава на конкретных судах, опыта сплава при присутствии различных факторов (например, автономности, сплав при большой воде и др.), которые могут встречается на планируемом маршруте.

Категория сложности спортивного похода

Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма, к.с.*

Минимальный возраст (определяется годом рождения), лет

Мин. состав группы

Мин. кол-во средств передвижения

Участник

Руководитель

Участник

Руководитель

участие
руководство
1

-

1**
-
13
18
4*
1

2

1
2
1
14
18
4*
1

3

2
3
2
15
18
4
1

4

3
4
3
16
19
4
1

5

4
5
4
17
19
6
2

6

5
6***
5
18
20
6
2

* Допускаются другие требования:
** Допускается руководство походом туристом, не имеющим опыта участия в походе 1 к.с., но обладающим, по мнению МКК, достаточными туристскими навыками, полученными в некатегорийных походах.
*** Допускается замена участия в походе 6 к.с. руководством двумя походами 5 к.с.

2.4.4. Окончательная (зачетная ) оценка категории сложности водного маршрута участникам/руководителю засчитывается по фактическому прохождению (полноте прохождения ОП и др.) с учетом наличия реальных факторов маршрута (уровня воды в реке, усложнения препятствий и др.), на основе представленных в МКК отчету и фото/видео материалов.

2.4.5. МКК оставляет за собой право понижения зачетной категории сложности пройденного маршрута: при несоответствии уровня воды, водоизмещения судна и других факторах.

Оценка категорий сложности новых водных маршрутов в новых районах

Таблица оценки трудности водных препятствий

Категориятрудности

Характеристика препятствия

Характеристика линии движения

1

"Легкое" препятствие. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы. Характерны для маршрутов I к.с.

Не требуется выбора линии движения и разведки.

2

"Простое" препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. ОП маршрутов II к.с.

Линия движения видна с воды.

3

Препятствие "средней" трудности. Несложный локальный порог (шивера)с локальными сливами и валами со спокойным участком на входе и выходе, протяженные каменистые шиверы с валами. Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов III к.с.

Линия движения видна с воды, легко выдерживается.

4

"Сложное" препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количеством камней, "бочками" и валами 1-1,5м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов IV к.с.

Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.

5

"Очень сложное" препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные “бочки”, сливы и валы до 2 м. Сильный прижим, каньон с препятствиями IV к.т.Препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2-2,5м. Места для причаливания ограничены и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна аварийная ситуация. ОП маршрутов V к.с.

Линия движения неочевидна и сложна. Ее выдерживание требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.

6

"Сверх сложное, опасное препятствие". Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий 5 к.ел. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Аварийная ситуация может иметь крайне тяжелые последствия. ОП препятствие маршрутов VI к.с.

Линия движения неочевидна, сложна, иногда не просматривается. Преодолевается на пределе возможности судов. Проходится после тщательной разведки и со страховкой, для которой часто требуется горная техника.

6*

"Сверхопасное" препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья...). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к.с и маршрутов "экстракласса".

Имеет единичные случаи прохождения.

 

ТИПОВАЯ ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА О ТУРИСТСКОМ СПОРТИВНОМ ПОХОДЕ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИИ

1. Справочные сведения:
1. Проводящая организация (наименование, адрес, телефон)
2. Таблица:

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней

3. Район, подрайон, массив похода.
4. Подробная нитка маршрута.
5. Определяющие препятствия маршрута, представленные по форме:
Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (для протяженных) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения (для локальных препятствий)

6. Ф.И.О., адрес, телефон руководителя и участников.
7. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.
8. Поход рассмотрен МКК__________________________

2. Содержание отчета:

  1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

  2. Варианты и подъезда и отъезда

  3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

  4. Изменения маршрута и их причины

  5. График движения (оформлять в виде таблицы, кратко приводя основные сведения, раскрываемые в разделе "Техническое описание прохождения группой маршрута". Рекомендуемые графы: Дни пути. Дата. Участок пути (от и до). Протяженность в км. Чисто ходовое время. Определяющие препятствия на участке. Метеоусловия).

  6. "Техническое описание прохождения группой маршрута" (основной раздел в отчете. Сложные участки: перевалы, пороги, переправы, места со сложным ориентированием и т.п. - описываются более подробно с указанием повременных интервалов их прохождения и действия группы на них. Особое внимание следует уделять описанию мер по обеспечению безопасности на маршруте, экстремальным ситуациям. Текст "Технического описания прохождения группой маршрута" рекомендуется "привязать" к тексту "Графика движения", например, через даты).

  7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

  8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

  9. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

  10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

  11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

  12. К отчету прилагаются обзорная и подробная карта маршрута с указанием запасных вариантов и аварийных выходов, фотографии определяющих препятствий, подтверждающие прохождение их группой, паспорта локальных препятствий, пройденных впервые. Рекомендуется в дополнение представлять в МКК отчет на дискете в формате Word 6.0 - 7.0).

ПАСПОРТ ПРЕПЯТСТВИЙ ВОДНОГО МАРШРУТА (ПОРОГА, КАСКАДА ПОРОГОВ, КАНЬОНА, УЧАСТКА)

Район Хребет, массив Река Название препятствия Категория трудности/сезон
лето зима осень весна
  1. Местонахождение в хребте, отроге, на реке.

  2. Общая характеристика препятствия, какие локальные препятствия (для участка) определяют трудность, их количество, категория трудности.

  3. Кем названо, когда, в честь кого, что означает название.

  4. Сведения о первопрохождении, история освоения.

  5. Печатный или рукописный источник сведений. (Для отчетов - место хранения, инв. номер, вид туризма, автор, маршрут (река), к.с., № стр., наличие компьютерного набора, ...).

  6. Гидрологические характеристики по месяцам (расход, уклон...) и соответствующая категория трудности.

  7. Техническое описание препятствия (лоция) и варианты прохождения.

  8. Примерный график движения и время прохождения частей.

  9. Способы страховки и схема расположения мест страховки, их количество.

  10. Возможные опасности и меры безопасности.

  11. Способы эвакуации при ЧП и аварийные выходы с реки.

  12. Возможные и рекомендуемые места ночлега и установки базовых лагерей.

  13. Подъезды и отъезды. Транспортная характеристика района.

  14. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору.

  15. Рекомендуемое специальное и спасательное групповое и индивидуальное снаряжение.

  16. Особенности использования различных средств сплава. Рекомендации по прохождению препятствия и способам страховки.

  17. Фамилия, имя, отчество автора описания, его телефон и адрес, телекс, факс, е-mail.

Примечания:
1. К описанию прикладываются:
кроки-схемы желательно М 1:25000 с указанием препятствий, элементов рельефа, линии движения, ночлегов, мест страховок, подходов и аварийных выходов;
схемы основных препятствий;
фотографии и кинограммы прохождений, фотографии препятствий с нанесением линии движения, мест установки страховки.
2. Отдельные пункты паспорта заполняются только при наличии у автора информации.
3. При определении категорий трудности отдельных препятствий рекомендуется руководствоваться приводимой в таблице классификацией
.

Hosted by uCoz